Цель данной статьи, помочь начинающим докторам. В этой статье речь пойдет о поведении пациентов и о том, как лучше себя вести. Если вы начинающий врач, то вам необходимо это прочитать. Потому, что я такой статьи не читал в свое время, никто не додумался написать подобное, хотя тысячи врачей когда-то начинали.
А я написал, просто что бы помочь из солидарности и потому, что я очень добрый и наконец, потому, что мне просто это интересно.
А если вы не врач, то вам просто будет интересно, как ведут себя люди.
Я работаю доктором. У меня очень сильно развито самолюбие, профессиональное самолюбие. Гордыня ли это? Я так не считаю. Гордыня- это не иначе, как преувеличение своих возможностей, которое ведет к не реальному восприятию реальности. Я же воспринимаю реальность адекватно. Я говорю себе и всем «Я хороший врач» и не боюсь говорить так, потому, что я на самом деле хороший врач и для меня это важно. Кто скажет мне, что я плохой врач, тот не дождется от меня помощи даже в момент смерти. Наверное, сейчас все сразу вспомнили про клятву Гиппократа. Я тоже помню, но это формальность и каждый врач понимает, что это формальность…никто не станет делать искусственное дыхание «рот в рот» алкашу у которого случилась остановка дыхания на улице. А знаете почему все те, кто не работает в медицине, так яро упрекают «нас» этой клятвой? Потому, что они автоматически от этого освобождены. Спросите человека, который упрекает врача в том, что он не следует клятве Гиппократа, станет ли он делать в аналогичной ситуации искусственное дыхание «рот в рот», если вы его научите делать это идеально? И он ответит вам «Я не врач, это не мое дело». А по сути, ни кто и не знает содержание этой клятвы. Это знаете ли, а-ля «Физик А.Энштейн»- все фигурируют этим знаменитым именем при разговорах о физике, но 90% из тех, кто упоминает его имя, толком не понимают его вклад в эту науку.
Теперь непосредственно к теме. Я хочу дать советы начинающим врачам, зная, как трудно войти в ритм работы я хочу помочь. Конечно опыт у всех свой, поэтому я не стану настаивать, как говориться «насильно мил не будешь». Но прежде скажу: важен именно непосредственный опыт. Есть науки и есть опыт. Науку нужно знать обязательно, но дело в том, что наука это, так сказать, основа. А опыт- это гибкая основа, та что может двигаться и варьировать. Я люблю приводить примеры с футболом: Например, амплуа «нападающий»: Основа нападающего- он должен быть на передней линии, должен забивать, на него должны играть, он должен обладать скоростными и техническими качествами. Но, ведь это не значит, что нападающий не может сыграть, как полузащитник или вернуться в оборону, если есть необходимость или, что он не может сыграть как диспетчер (тот, кто снабжает игроков пассами) и т.п.
Поэтому, то что пишут про пациентов в научной литературе, совершенно иначе выглядит на практике. И кроме того, принципы работы врача, которые пишут в научной литературе, так же расходятся с реальностью. И наконец, клятва Гиппократа приобретает иной вид в реальности.
Итак, прежде всего, помните правило: Вы- врач, пациент- пациент. Вы- знаете, пациент- не знает. Первая встреча с пациентом, будь это на дому или в медицинском учреждении сопровождается оценкой. Пациент оценивает вас и оценивает ни как человек человека, а оценивает, как соперник соперника. Если вы заходите в магазин купить продукты, кассир, видя вас, тоже оценивает вас, человек всегда оценивает человека, но это оценка нейтральная. Когда же вы встречаетесь с пациентом, то оценка идет, повторюсь, как соперник соперника. Будто вы сейчас будете драться: вас пытаются унизить, напугать, за смущать и подавить. Большинство людей, существа стереотипные и агрессивные, но при этом слабые и трусливые. Поэтому, если вы имеете красивую внешность и выглядите молодо, пациенты будут давить на ваш возраст. Ведь в стереотипном понимании, врач это толстый мужчина, лет 40, с без эмоциональным лицом, легким юморком и обязательно пьющий коньяк. Или же худенькая женщина, лет 55, тихо говорящая и с короткой стрижкой. Другими словами любой начинающий врач столкнется с этой проблемой. Что же нужно для того, что бы обойти этот не приятный момент? Прежде всего, нужно воспринимать пациента, как врага. Да, именно, как врага. И у вас будет около минуты (максимум), что бы понять кто перед вами. Это не сложно, т.к. в дальнейшем вы поймете, что варианта два: 1-массовое быдло. 2-Адекватный человек. Если бы меня попросили привести статистику на глаз, я бы сказал исходя из своего опыта, что из 100 пациентов 90 будут относиться к цифре 1. Именно с этим контингентом вам и придется сталкиваться и собственно все мои рекомендации относятся именно к этому пункту т.к. адекватный человек, он потому и «адекватный», что с ним контакт адекватный.
Итак, вы пришли к пациенту. Сначала вы увидите недовольный оценивающий взгляд, это продлиться секунд 5. После этого услышите совершено мрачный и обвиняющий вопрос «Вы врач?» или «Вы новенький ?». После этого вас неуважительно пригласят в комнату и начнут рассказывать о своих жалобах, будто делая вам одолжение. После с призрением начнут выслушивать ваши рассуждения и рекомендации. Затем начнут спорить в целесообразности ваших рекомендаций. И наконец, проводят вас с лицом, которое будет говорить «Я очень не доволен и все вокруг во всем виноваты». Вы уйдете совершено в паническом и неуверенном состоянии, а пациент тем временем уже будет рассказывать соседу по телефону, какие не компетентные врачи у нас в стране и как, только что к нему пришел один из таких, с покупным дипломом и дал ему совершено глупые рекомендации.
Не верите мне? Ну так проверьте…просто перестаньте меня читать и идите на прием. Кстати идентичная картина будет и в кабинете, если вы принимаете в поликлинике.
Как этого избежать? Прежде всего, нужно помнить, если у человека проблемы со здоровьем, то здоровье то его. Это, прежде всего, нужно ему, а не вам. Это уже плюс в вашу сторону. И это большой(!) плюс в вашу сторону. С этой мыслью вы принимаете или идете к пациенту. А затем все сначала, только в правильном варианте.
Вам открыли дверь, вас оценивают. Вы в свою очередь не спишите проходить(!) и не принимаете никаких действий(!), и точно так же осматриваете пациента(!). Ждите, пока вас пригласят. То, что вас пригласят это 100%, т.к. если вы останетесь стоять больше 10 секунд, обстановка уже просто станет глупой. И глупой в ней будет именно пациент, т.к. вы гость, вы к нему пришли по его вызову, он должен брать инициативу…не можете же вы зайти в его дом без приглашения. Сказав вам «проходите» он уже показывает свою нужду в вас.
Затем дурацкий вопрос «Вы врач?» или «Вы новенький?». Запомните, никогда(!) не оправдывайтесь перед пациентом, даже если вы совершили ошибку, никаких «извините», «я перепутал» и «да, я начал работать 2 месяца назад и т.д.». Есть поговорка «какой вопрос, такой ответ». Дурацкий вопрос- дурацкий ответ. Если человек, который позвонил в поликлинику, сказал что у него температура 38, кашель, боль в горле и сильное потоотделение, считает, что ему прислали максимум медбрата для того, что бы выписать больничный лист и назначить лечение…так и станьте для него кем угодно, только не врачом. Другими словами, надменно шутите. «Вы врач?» -«Нет, я водителем работаю в поликлинике» или «Вы новенький?» -«Да, вчера только диплом забрал» и в таком духе. Поверьте мне, что именно так я делал, делаю и буду делать. Это, к тому же, еще и самому интересно и забавно. Смысл таких ответов в том, что бы дать понять пациенту, что 1-обстановка для вас привычная. 2-он задает глупые вопросы. 3-вас совершенно не трогает его давление на вас. 4-вы считаете его дураком, потому, что он себя так ведет сейчас.
Дальше вы прошли в комнату. А точнее встали в коридоре и ждали пока пациент покажет вам куда идти. Начинаются жалобы. Если заболевание банальное, акцентируйте внимание на симптомах. К примеру «Температура, кашель, болит горло, отходит мокрота». Конечно, спросите, когда он заболел и тому подобное. Осмотрели, поставили диагноз. Если же ситуация не так проста, скажем «Кашель, температура» + «сыпь на теле и мизинец немеет» то тут нужны подробности. Однако помните: все всегда врут без подвода и с поводом. А тем более пациент. Пациент не только врет, он еще и преувеличивает и драматизирует. Поэтому спрашивать нужно либо в утверждающей манере, либо отсекая ненужное и оставляя на ваш взгляд наиболее вероятное. То есть: вариант номер один (утверждающе)- «Сыпь у вас появилась вчера, так?» или «Значит, температура ниже 38 не снижается?» и вариант номер два (отсекая не нужное, оставляя варианты)- «У вас горло болит в верхней части или в нижней» или «Что вы пили, антибиотики или противовирусные?». Если будете избегать этих советов, то вам придется выслушивать, как, например, у пациента сыпь чешется немного снизу и левее, а если почесать и оставить руку на сыпи, то она как будто перестает чесаться, но чуть ниже снова появляется зуд, который переходит наверх и т.д.
Расспрашивая пациента, не обращайте внимания на его подчеркивание. То есть, он может рассказывать и обращать особое(!) внимание на те или иные симптомы или связывать заболевание с чем-то конкретно. Вы же должны думать сами и принимать именно свое(!) решение. Это очень важно. Потому, что периодически вам будут попадаться пациенты, которые очень настойчиво будут утверждать, что они знают всю медицину лучше вас и даже будут просить взаимоисключающее лечение и прочую чушь. Поэтому ваше мнение и только. У меня лично была девушка 23 года, которая пришла с фурункулом уха. Но она не поверила моему диагнозу и потратила 2 недели на то, что бы записаться к онкологу, съездить к нему и услышать «Так это же фурункул». Другая моя пациентка 20 лет, отказалась делать рентген легких, потому, что это вредно…излучение же. Я взял с нее «отказ» (официальный документ, в котором пациентка добровольно отказывается от обследований и снимает всю ответственность с врача за свое здоровье). Но она до сих пор живет с каким-то образованием в легких и даже не понимает, что лет через 5 ей просто в лучшем случае удалят часть легкого.
Да! Чуть не забыл, говорите с пациентом понятным ему языком. Для нас с вами (врачей) существует носоглотка, ротоглотка и т.п. Для пациента этого не существует. Для него существует «верхняя часть глотки, которая с обратной стороны носа» и «нижняя, та которая ниже языка». И так по всем органам и системам.
Итак, вы поставили диагноз. Пациент молчит. Дело в том, что пациент не знает диагнозов, поэтому молчит. Он, конечно, попросит вас рассказать по подробнее, но это не возбраняется.
Итак: вы назначаете лечение. Ну как же можно не оспорить рекомендации врача? Ведь снизу живет соседка, которой 75 лет. А у знакомой знакомого уже был подобный случай и она лечилась по другому. А еще, в ток-шоу объявили панацею от всех болезней. А вы, врач, который 7 лет учился на доктора, советуете совсем другое. Так что же вам делать? А вот что: правило, с которым вы шли на прием «Здоровье пациента и оно нужно только ему» до сих пор работает. Вам не следует спорить с пациентом. Потому, что правило «никогда не оправдываться перед пациентом» тоже все еще действует. Тем более, что он все равно не поймет. Доказывать пациенту, что ему нужно принимать тот или иной препарат, вместо того, что бы принимать ванную со скипидаром( как считает пациент), это все равно что доказывать верующему, что Бога нет. Другими словами не доказуемо. В место этого берите бумагу, ручку и пишите пациенту свои рекомендации. Я лично всегда делаю так. Четко говорю пациенту «Я считаю у вас то-то и то-то и лечить это нужно так и так. Я напишу вам подробно на бумаге. А вы можете лечиться по своему, можете по моему. Убеждать я вас не буду».
Затем уходите и идете к следующему пациенту.
На первый взгляд вам может показаться мои советы грубыми и надменными. Однако это не так. Главное в работе с пациентом, это выполнять поставленные перед вами задачи, но не любой ценой. Да вы врач и обязаны лечить пациента. Не знаю, как вы воспринимаете свою работу, но я лично работаю врачом совсем не потому, что хочу помогать людям во имя человеческого добра. Именно по этой причине я и не стану спасать алкаша на улице.
Для меня медицина это образ жизни. Мне нравится тем, чем я занимаюсь. Может быть, я и поступал в медицинский университет с мыслями о добре и заботе о людях, но это лишь романтизм, ибо все совсем иначе. Я воспринимаю болезнь, как вызов мне. Я соревнуюсь с болезнью. И лишь изредка меня волнует жизнь человека, которому я помогаю. Потому, что мало кто хочет помочь себе по-настоящему. Вы думаете тот, кто вызывает врача на дом или приходит к вам в поликлинику (стационар или на дом) хочет себе помочь? Нет. Большинство делают потому, что так положено. Кому-то нужен больничный лист. Кому-то мини отпуск. А еще большинство не знают, почему пришли…просто их так с детства научили, раз заболел, значит нужно к врачу. Поэтому 70% людей скучны в плане болезней. Приходят с ОРВИ, которое по сути, лечится просто полосканием горла. (Но я практикую частную практику, это другое дело. Пациент, который платит тебе за каждый прием, не станет просто так выкидывать деньги, другими словами ему действительно нужна помощь)
Поэтому мне интереснее выявить болезнь и убить ее, чем поставить на ноги человека и умилено думать, что ему лучше. К тому же подумайте вот о чем: хороший врач, это человек, который способен понять болезнь и способен освободить от этой болезни человека. С этой болезнью человеку плохо. У него жар, его тошнит, болит голова, он не способен работать, отдыхать, он страдает…и что в замен? Вместо того, что уважать вас или хотя бы относиться к вам нейтрально, человеческая сущность пытается сесть вам на шею и заставить вас делать то, что ему нужно, при этом погоняя и унижая вас.
Итак, помните: Вы врач, вы знаете, как облегчить страдания пациента. Вы владеете информацией о забеливании пациента, а он нет. Речь идет о его здоровье, оно нужно ему, а не вам. Вы нужны ему, а не он вам. Исходя из всего этого, ведите себя соответственно. Не забывайте о своих профессиональных обязанностях, но так же не забывайте о том, что вы ничего не должны пациенту. Вы добровольно выбрали эту профессию и готовы помочь пациенту, если он не будет действовать вам на нервы своим не уважением. И не он делает вам одолжение, позволяя себя лечить, а вы делаете ему одолжение.
Соблюдая правила, избавите себя от стрессов.
Если у кого-то возникли или возникнут вопросы, всегда отвечу по почте. Мой эмаил mazoh2004@mail.ru